- ИСТОРИЯ СТРОИТЕЛЬСТВА г. ВЫБОРГА -
 
 
Главная
   
История Выборга  
История
   
 
Транспорт
   
 
Гостиницы
   
Фото Выборга  
Фото
   
Форум о Выборге  
Форум
   
Карта Выборга  
Карта Выборга
   
 
Погода
 

Juha Lankinen   
© VirtuaaliViipuri   

   Краткая история строительства г. Выборга

   Выборгский замок был основан в 1293 году во время III-го крестового похода по приказу маршала Торгильса Кнутссона, чтобы защитить важный торговый пункт от попыток завоеваний с востока. Место было выбрано неслучайно: старая, разрушенная карельская крепость была уже знакома шведам. Ранее они имели торговые связи в этом регионе и неоднократно совершали походы на территории замка. Сразу после взятия крепости, шведы начали строительство нового каменного замка. Первые набеги новгородцев произошли в 1294 году.
В 1323 году был подписан Ореховский (Нотебургский) мирный договор. Этот договор создал необходимые предпосылки для развития Выборга. В 14-ом веке стала активно заселяться юго-восточная сторона замка. Скоро плотность населения увеличилась настолько, что люди начали называть замок городом, или "государством". В архивах Ватикана можно найти первое упоминание о Выборге, как о городе, датированное 1350 годом, хотя на тот момент Выборг еще не имел статуса города.
   В начале XV века Выборг получил право на ведение торговли, а в 1403 году шведский король Эрик Померанский даровал поселению статус города.
   Указ об основании города Выборга, или о привилегиях, дарованных королём Эриком XIII 19 августа 1403 года (в оригинале).
   Privilegiebrefvet har i sin helhet foljande lydelse:
   Wy eric mz gudz nadh Swerikes danmarks norghes wendes oc godes konung hertugh j pomeren kunokt gyorom thz mz thatte wart opne breff allom mannom swa the nu aere som the har aepter kome scule at wy hafvom vnt oc gifuet ware borghere som bygge oc bo j war kijopstadh wyborgh stadz raet aepter thy som stadz boghene j Upsalom wtwyser, Thv forbyuthom wy allom warom foghedom oc aembetzmanom oc allom androm aeho the haelzt aeren, at hindre thom j naghre made haer amot Swa frampt the wyliu ware hylle hafue oc war hefnd fly Jn Euidenciam premissorum seeretum nostrum presentibus duximus appendendum Datum in castro nostro Wyborgh Anno dni m cd tertio dominica jnfra octauam assupcionis virginis gloriose.

   Указ об основании города Выборга, или о привилегиях, дарованных королём Эриком XIII 19 августа 1403 года.
   Указ о привилегиях города Выборга гласит:
   "Мы, Эрик, Божией милостью король Швеции, Дании, Норвегии, Вендов и Готов, а также герцог Померании, извещаем этим открытым посланием нашим всех людей, как ныне существующих, так и тех, которые после придут, что мы даруем и провозглашаем нашим бюргерам, которые селятся и проживают в торговом поселении нашем Выборге, те же права города, которые значатся в Указе о привилегиях города Упсала. Поэтому мы не дозволяем нашим фохтам и представителям власти и всем другим, кем бы они не были, никоим образом им здесь препятствовать, если они хотят пользоваться благосклонностью нашей и избежать гнева нашего. В подтверждение вышесказанного мы посчитали во благо скрепить этот указ нашей печатью. Дан в нашем замке Выборге, в лето господне 1403, следующее за праздником Вознесения Девы Марии воскресенье."

   В средние века именно церкви создавали образ Выборга. Строительство каменного собора, который впоследствии был уничтожен пожаром, было начато в 1418 году. В 1477 году пожар полностью разрушил город. Начало строительства каменного монастыря монахов-доминиканцев приходится на 1481 год. Возведение же монастыря францисканцев датируется 1455 годом. В ходе Лютеранской Реформации монастыри были закрыты в начале 1520-х годов, но значение церкви осталось неизменным.
   В 1470 году по приказу Эрика Аксельсона Тотта (Eric Axelsson Tott) началось строительство городских каменных стен вдоль береговой линии. Вдоль стен были возведены отдельные крепости. Самой известной из них была крепость Святого Андреаса (Андреевская башня), где 30 ноября 1495 года произошел знаменитый взрыв. Управляющим замка был назначен Кнут Поссе (Knut Posse).
   В конце XV - начале XVI веков в Выборге было построено несколько каменных зданий, а к 1550 году город был уже застроен полностью.
Несмотря на то, что у города не было четкого плана улиц, была создана уличная сеть. Однако улицы были узкими и редкими. Большинство улиц были вымощены, а впоследствии, во время раскопок, была обнаружена примитивная сеть канализации.
   Северные улицы, выходящие на набережную, были названы Алакату (Alakatu) или Саксалайскату (Saksalaiskatu, "Немецкая улица"). В основном там проживали немцы и другие состоятельные горожане. Должностные лица предпочитали жить в домах вдоль дороги, ведущей от замка. Главная улица, расположенная на самой высокой точке города, называлась Кунинкаанкату (Kuninkaankatu, "Улица короля"), или как ее еще называли Юлякату (Ylakatu, "Верхняя улица"). Здание муниципалитета находилось недалеко от этой улицы. Ристикату (Ristikatu, "Пересекающая улица") брала свое начало у здания муниципалитета и заканчивалась у гавани. Ближе всего к гавани находилась Этелякату (Etelakatu, "Южная улица"). В южных частях города находились здания, которые обслуживали гавань: складские помещения, мастерские ремесленников и кузнецов. Набережная находилась вне городских стен и достигала 100-150 метров в длину.
   Постепенно люди стали заселять районы за пределами городских стен. В основном они обживали западные территории, так как там им не угрожала опасность. Торговля в Выборге велась немцами, шведами и голландцами, у которых были налаженные торговые связи с центральной Европой. Основную часть ввозимых товаров составляла одежда, соль, специи и другие продукты, которые были не доступны в северных широтах. Экспортируемыми товарами были меха, смола, масло, тюлений жир и вяленая рыба. В городе не было промышленных заводов, однако на окраине города находились мельницы, лесопильни и кирпичные заводы, построенные у порогов рек и водоёмов. Активная торговая деятельность в городе способствовала строительству нескольких ратуш и винных домов, где торговцы любили "утолять жажду". Питейные заведения и городские ворота обычно закрывались к 9 часам вечера. После этого только ночные патрули ходили по тёмным аллеям и успокаивали разгулявшуюся публику.
   В результате развития вооружения, особенно после того, как порох и огневые средства артиллерии стали более распространены, в 1547 году шведский король Густав I приказал начать строительство новой крепости. Карьяпихан торни (Karjapihan torni, "Башня скотного двора"), или так называемая Круглая Башня, была построена в юго-восточной части Саксалайскату (Saksalaiskatu, "Немецкая улица"). Строительство башни было закончено в 1550 году. Башня была отдельным строением вне городских стен. Вскоре после того, как башня была построена, обнаружилось, что город остро нуждается в новых площадях для строительства. Более того, оказалось, что стены, построенные с целью защиты, не соответствовали необходимым требованиям.
   В1562 году король Эрик XIV отправил главного строительного подрядчика Андерса Моларе (Anders Malare) в Выборг. Он должен был составить план города и новых городских стен. Новые стены были соединены с Круглой Башней, а крепости были построены в угловых частях стен. Бастионы Яюряпяя (Ayrapaa) и Пантсарлахти (Pantsarlahti) были названы Сарвилиннойтуксет (Sarvilinnoitukset, "Крепость рога"). Строительство новых фортификаций и новых площадей для застроек было закончено к концу 1580 года. Новая часть города была названа Валли (Valli, "Ограждение"). Было основано 182 площадей для застроек. Новая планировка городских районов Выборга, была первой в своем роде в Финляндии.
   Из-за сильных пожаров 1620 года в городской план были внесены некоторые изменения. Опыт показал, что разрушенные трубы, внутренние дворики и узкие улицы способствуют распространению огня по всему городу. Возведение новых домов горожанами происходило уже под контролём магистрата.
   В 1638 году в город приехал губернатор Пер Брахе (Per Brahe). Он счел необходимым составить новый план города с прямыми улицами и прямоугольными строительными площадями в старой части города. Улицы должны были получить официальные названия.
По приказу Пер Брахе главный инженер Стокгольма Андерс Тортенссон (Anders Tortensson) был направлен в Выборг. Ему было поручено составить новый план старой части города.
   В соответствии с новым планом единственными постройками, местоположение которых было не изменено, являлись две церкви и Пииспантало (Piispantalo, "Дом епископа"). Этот факт свидетельствует о важной роли церкви в средние века.
Новый план вступил в силу в 1640 году. Он осуществлялся поэтапно, предавая городу вид, который он сохранил до 1860 года.
В 1710 году Выборг завоевали войска императора Петра Великого. Город вошёл в состав Российской империи. В 1809 году русские завоевали всю территорию Финляндии. В 1809 году было основано великое княжество Финляндское. Выборг, или так называемая "старая Финляндия", был включён в состав княжества в 1812 году.
   В 1840 -1850 годах члены городского совета Выборга неоднократно обращались с прошениями в Санкт-Петербург о сносе городских стен, построенных в XVI веке. Основанием для прошения служил факт утраты Выборгом статуса военной крепости.
Город, окружённый стенами, составлял 450 метров в ширину и 700 метров в длину. Город остро нуждался в новых площадях для застроек, так как был уже полностью застроен.
   Строительство Сайменского канала (Saimaan kanava) и планы по строительству железнодорожного сообщения Хельсинки - Выборг - Санкт-Петербург привели к тому, что необходимость сноса городских стен стала очевидной.
   Крымская война 1854-1856 годов изменила ситуацию. Сразу после ее окончания в 1856 году военное руководство обратило внимание на то, что городские стены и фортификации устарели и больше не служат своим целям. Они находились в плохом состоянии, а в некоторых местах были полностью разрушены по причине плохого ухода. Жители использовали площади стен в качестве пастбищ для коз и овец. Возможно, легенды о выборгских козах и заграждениях возникли именно в те времена. Военным руководством было принято решение о том, что новые фортификации и форты будут построены в Паттеринмяки (Patterinmaki, "Гора батареи"). Строительство завершилось к 1870 году.
   Завершение строительства Сайменского канала (Saimaan kanava) в 1856 году и железнодорожного сообщения в 1860 году имели решающее значение для жизни Выборга. Согласно императорскому декрету от 1859 года, старые стены 16 века стали собственностью города. Крепость Короны Святой Анны, или так называемая крепость (построенная в 1730 году) Сииканиеми (Siikaniemi), оставалась на попечительстве военного руководства, и снос был запрещён.
   Новый план города инженера Берндта Отто Нималма (Berndt Otto Nymalm) был принят в 1861 году. Вскоре начался снос стен. Территория для застроек увеличилась в шесть раз.
   Строительство новых главных улиц Торккелинкату (Torkkelinkatu, "Улица Торккели") и Алексантеринкату, (Aleksanterin katu, "Улица Александра") было закончено в 1880 году. Оставшиеся части стены были снесены в конце 1880 годов. Только бастион "Залив Пантсарлахти" и стены, окружавшие его, напоминают нам о прошлых веках.
   В связи с предстоящим расширением гавани юго-западная часть стены от бастиона Пантсарлахти была снесена в начале 1910 года. Теперь гавань могла расти.
   В начале 1890 года темп строительства в Выборге был очень высок, и это продолжалось вплоть до начала Первой мировой войны 1914-1918 годов. Война приостановила строительные работы.
   После провозглашения независимости Финляндии в 1918 году, Отто-Иивари Меурман (Otto-Iivari Meurman) был избран на пост архитектора. Он должен был подготовить планы застройки территорий, присоединённых к Выборгу. К присоединённым территориям относились восточная и южная части Паттеринмяки (присоединены в 1924 и 1928 годах), а также северные территории - Иматра (Imatra) и Карелия (присоединены в 1924 году). Западные территории - Сорвали, Сауналахти, Хиекка, Пикируукки и Тиенхаара (Sorvali, Saunalahti, Hiekka, Pikiruukki, Tienhaara) - не были присоединены к городу вплоть до 1933 года. Также Уурас (Uuras), отдельный остров, где строилась так называемая большая гавань, в 1932 году был присоединён к Выборгу.
   Все эти территории были старыми резидентскими территориями, формирование которых происходило не по плану. Городское хозяйство также было неразвитым.
   Поле работы архитектора было широко и требовало немалых усилий. Вскоре Отто-Иивари Меурман создал чертежи застройки новых территорий. Городской план Хави (Havi) был подготовлен очень быстро. Планы других присоединённых территорий были составлены к 1935 году.
   Разработка схем дорожного движения требовала больших усилий. В первую очередь это было связано с тем, что Отто-Иивари Меурман осознавал, что появятся трудности, связанные с усилением автомобильного движения. Нужно было серьёзно решать эту проблему.
   Жилищное строительство в Выборге в середине 20-х годов прошлого века шло стремительными темпами. В районах, застроенными небольшими домами, появились здания нового типа. В центре города также были построены многоэтажные дома, в том числе здания, где располагались различные учреждения: редакция Karjalan sanomat ("Газета Карелия"), Viipurin Suomalainen Saastopankki (Финский Сберегательный Банк города Выборга), Viljelys ("Совет по земельным угодьям"), церковные приходы. Большое количество жилых зданий было построено на улицах Куллервонкату, Суонионкату, Пеллервонкату и т.д.
   В 1923 году Круглая Башня была переоборудована в кафе, а Wiipurin Teknillinen Klubi (Выборгский технический клуб) - в залы для проведения конференций. Это является великолепным примером того, как культурно значимые здания могут найти и практическое применение.
   Во время проведения земляных работ по строительству фундаментов новых зданий и подключения новых систем водоснабжения, канализации, электричества строители нередко обнаруживали остатки старых зданий, фундаментов или могилы.
   Так, при строительстве в 1925 году нового склада для хранения сахара между Карьяпортинкату (Karjaportinkatu) и Похьойсвалли (Pohjoisvalli, "Северная насыпь") строители компании Hackmann and Co. натолкнулись на ряд комнат и арочных кирпичных подвалов, а также обнаружили старое кладбище. Очевидно оно принадлежало монастырю францисканцев. План склада для хранения сахара был подготовлен архитектором Уно Ульбергом (Uno Ullberg). Он решил связаться с археологической комиссией и пригласить археолога Апплегрен-Кививало (Hj. Applegren-Kivivalo) для проведения исследовательских работ. Так, во время раскопок, была обнаружена серебряная ложка, на которой были выгравированы фамилии Тотт и Курк (Tott, Kurck). Археолог взял ложку с собой и отдал ее в коллекцию Национального Музея. Архитектор Ульберг, в свою очередь, провел измерения старинных построек и изготовил по ним соответствующие чертежи.
   Обнаруженные древние находки воодушевили архитекторов Выборга на их описание и восстановление. Воплощать идею начали архитекторы Бернхард О.Г. Фрацер (Bernhard O.G.Frazer) и Отто-Иивари Меурман. В результате, в 1926 году они внесли предложение в Выборгский городской комитет о введении должности хранителя древностей, в обязанности которого входило сохранение древних находок с целью их дальнейшего научного изучения.
   15 марта 1927 года городской совет выделил 6000 финских марок для учреждения должности хранителя древностей. Дополнительная сумма в размере 12000 финских марок была выделена в последующие два года.
После этого 26 апреля 1927 года исторический отдел археологической комиссии утвердил должность хранителя древностей. 1 июня того же года Отто-Иивари Меурман был назначен на эту должность. Работа началась в следующем месяце.
   Прежде всего, Меурман провел фотосъёмку, измерение и составление чертежей средневековых зданий из природного камня. Чертежи были составлены в двух экземплярах. Одна копия была отправлена в археологическую комиссию в Хельсинки, другая была отдана в музей Выборга. 13 марта 1940 года (в последний день Зимней войны), во время пожара Выборгского исторического музея, экземпляр, отданный в музей, был уничтожен. Общее количество рисунков этих зданий, каменных погребов достигало 30 штук. Интересное открытие было сделано в южной части острова на месте, где находится замок Выборга. Там были обнаружены развалины бывшей башни Суутаринтторни (Suutarintorni). Частично сохранились её сводчатые проходы и ворота. Самый нижний этаж башни находился на 7 метров ниже фундамента нынешнего замка. Там же находился туннель, соединяющий замок с городом.
   Один из сотрудников городского строительного бюро рассказал, что еще в период проведения земельных работ в 1920-м году, была обнаружена другая часть каменной стены башни. Предполагалось, что эта часть стены находилась под водой и соединяла замок и город, являясь другим концом туннеля. Тем более, что похожий туннель был обнаружен русскими в 1980-м году в фундаменте дома, носившем название Векрут (Weckrooth).
   Основные денежные средства вкладывались в строительство муниципальных зданий на окраинах города и увеличение площади гавани. Модернизация городского театра, построенного в 1843 году, требовала значительных средств.
Одновременно требовались огромные ресурсы и усилия для строительства трамвайной линии в восточной части города через улицы Сууркату (Suurkatu), Валтакату (Valtakatu), Каннаксентие (Kannaksentie) и Каннаксенкату (Kannaksenkatu). Строительство новой улицы Сууркату (Suurkatu) являлось также масштабным проектом.
   Уурас (Uuras) и железная дорога к гавани, построенная в 1926, позволили основать большую стройплощадку у гавани.
1930 год - время Великой Депрессии. Тем не менее, в Выборге были построены муниципальные больницы, дома, школы, ремесленное училище, водонапорная башня, автобусная остановка (первая в Финляндии), художественная школа, музей, местные архивы, военный госпиталь, училище, где получали образование будущие медсёстры и социальные работники, а также здание сельского округа. В это же время был реконструирован ресторан Эспиля (Espila), утверждён большой проект по модернизации здания городского совета.
   После окончания периода Великой Депрессии темпы строительства значительно увеличились: расширена гавань, построены общественные городские здания, такие как библиотека, новый госпиталь для женщин, летний театр с местами на 2000 человек, ремесленное училище, а также училища, готовящие специалистов для промышленности и лесопильного производства. Были построены новый мост Папула (Papula) и центральный спортивный стадион. Посадочных мест было 5500, в окружении которых дополнительно располагалось ещё 10000 мест для просмотра стоя. Примерно в это же время было построено несколько небольших парков, здания компании по оптовой торговле Savo-Karjala Oy, SOK-корпорации (кооператив розничной торговли), мельница и пекарня, офисы и кладовые для OTK (оптовая торговля), Ханккиья (Hankkija, завод по производству комбикормов).
   На окраинах города было возведено большое количество домов, что привело к появлению новых сфер услуг. Появились здания, где располагались официальные учреждения: офисные здания для различных кооперативов по розничной торговле, благотворительное учреждение в восточной части Тоукола (Toukola) и т.д.
   В период 1935-1938 гг. было построено более 10 жилых домов. Некоторые здания были восстановлены. Введено в строй центральное отопление. Будущее вселяло большие надежды.
   1939 год ожидали с нетерпением, так как он обещал большие перспективы в экономическом росте города за счет значительного увеличения поступлений от экспорта. В1936 году был назначен новый главный архитектор города. Им стал Рагнар Юпюя (Ragnar Ypya). Он начал проектировать новые здания для школ, дворца спорта, концертного зала. Однако осуществление этих планов было прервано начавшейся Зимней Войной.
   После того, как Отто-Иивари Меурман стал профессором Хельсинского технологического университета в области архитектуры и строительства, молодой Олави Лайсаари (Olavi Laisaari) стал заниматься разработкой системы общественного транспорта. Он продолжил работы по прокладке нового железнодорожного пути, строительство которого началось в 1938 году, а также главной улицы по направлению к западной части города. Лайсаари принял во внимание быстрое увеличение количества машин. Конечной целью его проекта было предотвращение заторов на дорогах. На протяжении всей второй половины 30-х годов дороги вокруг Выборга интенсивно обновлялись.
   В 1938-1939 годах трамвайная линия была убрана с улиц Торккелинкату и Карьяланкату, так как представляла опасность для увеличивающегося транспортного потока. Освещение многих улиц было улучшено как раз перед началом Зимней Войны.
   В1939 году темп жилищного строительства значительно вырос. В центре Выборга были построены новые дома. Стало актуальным строительство массивных деловых центров. Осенью 1939 года кооперативное общество Торккели начало строительство нового офисного здания на улице Torkkelinkatu (Торккелинкату). Общество купило три площади, намереваясь построить большой торговый центр на улице Ваасанкату и Торккелинкату. Началась разработка чертежей, но все так и осталось только планом. На улице Kannaksenkatu (Каннаксенкату) начали строить новое 10-этажное здание главного управления страховых компаний Карьяла и Илмаринен. Тогда же велось активное строительство 130 метрового главного склада компании Starckjohann & Co на улице Хавинкату (Havinkatu). Компания Karjalan Sahko Oy (Карьялан Сяхкё АО) также начало возводить новый завод на Суонионкату, но в октябре 1939 года работа была приостановлено после строительства только 2-х этажей. Отель Andrea расширил свое здание в связи с предстоящими Олимпийскими играми в 1940 году, так как проведение футбольных матчей должно было состояться в Выборге.
   В 1939 году началось строительство начальной школы Яякко Ютейни (Jaakko Juteini) на 1000 учебных мест. Значительные строительные работы были проведены в сентябре, но в октябре они были приостановлены.
   Было построено несколько резидентских зданий в городской зоне Пантсарлахти. Строительство велось примерно на 10 строительных площадках одновременно. Более того, строительные работы должны были начаться еще на двух стройплощадках.
   Начало Второй Мировой войны в сентябре снизило темп строительства морских судов, так как Балтийское море стало театром военных действий. Экспорт из других стран был приостановлен. В связи с этим приобретение ряда товаров стало затруднительным (например, жидкого горючего). Начавшаяся в октябре мобилизация снизила темп строительства новых зданий. Другой фактор, повлиявший на темп строительства, заключался в необходимости грузовиков для армии. Топливо также должно было быть использовано рационально.
   Переговоры, начавшиеся в Москве в октябре, расстроили многих жителей Выборга. Некоторые из бизнесменов переместили свои склады в Центральную Финляндию, другие же не столь существенные материалы были перемещены в безопасные места. Однако многие жители верили, что война так и не начнётся.
   Война началась 30 ноября 1939 года, когда Советские военно-воздушные силы атаковали финские города, а Красная армия пересекла государственную границу в тот же день без объявления войны. Началась война, жизнь Выборга затихла. Жители покинули город из-за угроз воздушных атак. Во второй половине февраля 1940 года вся деятельность была прекращена и город опустел. Фронтовая линия всё ближе подходила к Выборгу. Последние сражения проходили в восточных пригородах, в восточной и южной частях Паттеринмяки. 13 марта 1940 года около полудня сражения прекратились.
   12 марта 1940 года в Москве был подписан мирный договор. Договор вынудил Финляндию передать Советскому Союзу Карельский перешеек, включая Выборг и район Ладоги. Финляндия потеряла 10% своих территорий, и 12% населения были вынуждены покинуть свои дома.
   Финский Выборг с населением в 86 000 жителей перестал существовать.

Юха Ланкинен, 2 января 2007 года.   

Выражаем благодарность за возможность размещения материала: Руководителю проекта Виртуальный Выборг Тейя Лехто, автору статьи Юха Ланкинен, ведущему проектом Харри Миеттинен.